0

На самом деле цветов нет

Разные красители и разное освещение

Почему два одинаковых цвета разные? Метамерия

Освещение в интерьере. Почему два одинаковых цвета разные? Метамерия. Краска поменяла цвет

Представим такую ситуацию. Некто утром надевает два черных носка, а придя на работу замечает (или ему замечают), что один из них темно-синий. Посмеявшись (или опечалившись), он, наверное, укорит себя за невнимательность. Ладно, с кем не бывает… Однако, вернувшись домой, и рассказывая супруге об этой досадной оплошности, он вдруг видит, что оба носка снова черные! Чудеса?

Нет, просто он стал очередной невинной жертвой метамерии...

Метамерия — свойство зрения, при котором свет различного спектрального состава может вызывать ощущение одинакового цвета.

На метамерии основано воспроизведение цвета в полиграфии и фотографии, кино и телевидении, живописи. Без этого явления невозможно было бы, например, напечатать репродукцию картины или воспроизвести цвета на мониторе и телевизоре.

Благодаря существованию метамерии из смеси красителей с разными спектральными характеристиками поглощения света или люминофоров с разными спектрами излучения (в телевизорах и мониторах) можно составить цвета, которые воспринимаются нашими глазами как идентичные.

Очень полезная вещь. Но как и все на свете — имеет и обратную сторону...

Восприятие человеком цвета основано на том, что сетчатка глаза имеет три вида рецепторов света (красный, зеленый, синий), отвечающих за цветовое зрение. Каждый вид колбочек реагирует на определенный диапазон видимого спектра. Отклик, вызываемый этой реакцией, называется цветовым стимулом, при этом свет с разными спектрами может иметь один и тот же цветовой стимул и, таким образом, восприниматься человеком одинаково.

Два излучения с разными спектрами, но одинаковыми цветовыми стимулами, будут неразличимы для человека.

Освещение в интерьере. Почему два одинаковых цвета разные? Метамерия. Краска поменяла цвет

На практике может быть так: два окрашенных образца воспринимаются одинаково окрашенными под одним источником освещения, но теряют сходство при других условиях освещения.

Именно поэтому цвет носков был одинаковым, когда освещался люстрой дома, и стал отличаться при свете офисных ламп.

Или представьте такой случай: вы подбираете кепку под цвет футболки в магазине, находите кепку точно такого же цвета, и вполне удовлетворены результатом. Однако, выйдя на улицу, вы понимаете, что сильно промахнулись — цвета стали непохожими.

Явление метамерии

Когда бежевый становится розовым, синий кажется зеленым, а цвет краски Sherwin Williams Alabaster (SW 7008) выглядит скорее как желтый, чем светло-серый, не обязательно бить тревогу. Фактически, такие изменения цвета встречаются постоянно, но что в чем их причина?

Неважно, сколько часов вы потратите на выбор подходящего цвета краски — окончательно утвержденный цвет почти наверняка будет отличаться от образца, когда попадет в ваш дом.

В магазине ошиблись с колеровкой? Или цвет изменился внутри банки? Вряд ли.

По сути, это не изменения цвета — это лишь изменения в восприятии цвета. Причиной такого восприятия являются не ваши личные особенности, и для решения проблемы может потребоваться всего лишь замена лампочки. Это метамерия, и в ее власти изменить любой цвет в любое время дня и ночи, в помещении или на улице.

На самом деле цветов нет. То, что кажется определенным цветом — есть не что иное, как отраженный от поверхности свет с определенной длиной волны. Любой, кто пытался отличить красный цвет от синего в густых сумерках, знает, что это проблематично. В отсутствии света разных цветов просто не существует.

Но и свет свету рознь. И новый источник света способен разительно изменить оттенок цвета по сравнению с тем, как вы привыкли воспринимать его при знакомом освещении.

Цветовая температура, спектральный состав и другое

Источники света имеют свой цвет, который “подмешивается” в цвет окрашенных объектов. Из этого сложения образуется новый цвет. Свет лампы накаливания совсем не похож на естественный свет полуденного неба или голубоватый свет люминесцентной лампы.

Подробнее о влиянии на цвет “теплых” и “холодных” источников освещения (и о желтых карликах) читайте в статье Теплое и холодное освещение в интерьере.

Освещение в интерьере. Почему два одинаковых цвета разные? Метамерия. Краска поменяла цвет

Но почему одинаковые цвета вдруг становятся разными?

Разные красители плюс разное освещение

Существует множество способов смешивания пигментов (красителей) для получения определенного цвета . На самом деле, существует теоретически бесконечное число способов , чтобы получить один и тот же цвет, используя различные сочетания красителей.

Это приводит к тому, что два цвета хоть и выглядят одинаково под определенным источником света, но при этом имеют разные кривые спектральной отражательной способности, так что под другим источником света они будут отражать свет по-разному, что приводит к очевидной разнице в цвете.

Предположим, что у вас есть два объекта, освещенных люминесцентной лампой. Оба объекта в этих условиях имеют одинаковый оранжевый цвет. Однако первый объект содержит пигмент, который отражает оранжевые длины волн света, а второй объект использует смесь красного и желтого пигментов для получения оранжевого цвета.

Затем вы меняете освещение на лампу накаливания, в свете которой больше волн в оранжевом и красном диапазоне, но меньше в желтом. В этом случае первый объект будет выглядеть как и раньше — оранжевым, однако второй объект будет иметь заметно более красно-коричневый оттенок, поскольку в источнике мало желтого света, который можно было бы добавить к красному для получения оранжевого. Такие два окрашенных объекта называются метамерными парами.

Освещение в интерьере. Почему два одинаковых цвета разные? Метамерия. Краска поменяла цвет


Чаще всего изменение цвета происходит при использовании в красках четырех и более красителей (пигментов).

Вот цвета, которые скорее всего изменят оттенок при смене освещения:

• Бежевый
• Селадон (светлый серо-зеленый)
• Серый и серо-голубой
• Сиреневый
• Мальвовый (розово-фиолетовый)
• Тан (желтовато-коричневый)
• Тауп (серо-коричневый)

Разные материалы

Цвета, в которые окрашены различные материалы — хлопок, вискоза, нейлон, шерсть, полиэстер и т. п., могут сильно различаться в зависимости от источника освещения, даже если все они только что вышли из одной красильной ванны. Поэтому очень важно сравнивать окраску таких материалов при источнике света, который вы в итоге собираетесь использовать.

Освещение в интерьере. Почему два одинаковых цвета разные? Метамерия. Краска поменяла цвет

Отражения

Вдобавок к источнику света и сочетанию пигментов, на оттенок цвета окрашенной поверхности может изменяться в зависимости от окружающих его цветов. Вот почему отраженный цвет красного ковра или деревянного пола часто придает светлым стенам розоватый оттенок. Иногда это может выглядеть неплохо, но такие отражения могут исказить цвет, например, светло-зеленой стены или превратить бежевый в почти красный.

Любые противоположные цвета на цветовом круге в смеси дадут серый или коричневый. Например, смешивание красного с зеленым образует коричневый цвет.

Следующие комбинации отраженного цвета всегда приглушают цвет, на который они падают:

• Красный на зеленом.
• Зеленый на красном.
• Синий на оранжевом.
• Оранжевый на синем.
• Фиолетовый на желтом.
• Желтый на фиолетовом.

Метамерия наблюдателя

Когда два человека расходятся во мнениях по поводу конкретного цвета, проблема не всегда в источнике света. Явление, называемое метамерным сбоем наблюдателя, может заставить двух людей воспринимать один и тот же цвет в одинаковых условиях по-разному. На самом деле различия в цветовом зрении между двумя индивидуумами встречаются чаще, чем может показаться. И это нередко приводит к тому, что окрашенная поверхность, которая одному наблюдателю кажется синей, может восприниматься другим как зеленая.

Причиной этого является следующее:

Различия в светочувствительности цветовых колбочек и палочек в глазу каждого человека.
Разные пропорции рецепторов, восприимчивых к разным цветам (более длинным и более коротким длинам волн).
Количество колбочек в центре поля зрения и в периферической области.
Окраска хрусталика. С возрастом у человека хрусталик глаза желтеет.

Геометрическая метамерия

Обычно такие атрибуты материала как полупрозрачность, блеск или текстура поверхности не учитываются при подборе цвета. Однако геометрическая метамерия может возникнуть, когда два образца совпадают по цвету при просмотре под одним углом, но не совпадают под другим. Типичным примером этого является изменение оттенков перламутровых и “металлических” красок.

Метамерия размера поля

Такой феномен возникает из-за того, что относительные пропорции трех типов колбочек (красный, зеленый, синий) в сетчатке меняются от центра поля зрения к периферии. Это приводит к тому, что воспринимаемый цвет маленьких образцов может субъективно отличаться от идентичного цвета больших окрашенных поверхностей.

Решения

Хотя невозможно избежать отрицательных последствий метамерии с одинаковой легкостью во всех ситуациях, есть способы их минимизировать.

Пытаясь подобрать цвета:

• Проводите сравнение цветов в условиях освещения, при которых они будут использоваться.
• Проверьте цвет при трех разных источниках света (теплый, дневной, холодный) и, возможно, их смешивании.
• Сравнивая цвета при дневном свете, избегайте прямых солнечных лучей.
• Помните, что даже в одной комнате цвет краски будет медленно переходить из одного оттенка в другой в течение дня, так как освещение будет меняться.
• Используйте достаточно большие окрашенные образцы, чтобы оценить цвет в различных условиях на всех стенах.
• Первый взгляд на цвета — самый верный. Через некоторое время глаза приспосабливаются и вы можете не заметить разницу в оттенках. При сравнивании цветов всегда давайте отдых глазам.

Читайте другие полезные материалы:


Краски Sherwin-Williams

Краски Шервин-Вильямс для любых поверхностей — это безупречное по качеству, максимально долговечное, предельно безопасное и эстетически красивое покрытие. Необыкновенная свобода в выборе цвета


 

Освещение в интерьере. Почему два одинаковых цвета разные? Метамерия. Краска поменяла цвет

Поиск в статьях
ПОДЕЛИТЕСЬ ЭТОЙ СТРАНИЦЕЙ В СОЦСЕТЯХ
 

Все статьи

БЫСТРЫЙ ПОИСК ТОВАРОВ

КОНТАКТЫ

ООО "ЕС Медиа Групп"

Почтовый адрес

191036, Санкт-Петербург, Лиговский проспект, 21-Б

Городские номера в Санкт-Петербурге

719-70-90

719-70-91

Доп. телефоны

+7 (921) 993-25-73

+7 (921) 993-30-07

Все номера на странице КОНТАКТЫ

Эл. почта — Написать письмо

Часы работы:

Понедельник-Пятница 10:00 - 15:00
Суббота, Воскресенье – выходной

Возможна отгрузка продукции в другие часы по предварительной договоренности

Заказы и доставка осуществляются в обычном режиме.
Офис временно принимает клиентов по предварительной записи.
Планируя посещение офиса, пожалуйста, позвоните по одному из указанных телефонов, чтобы уточнить время работы в конкретный день.

Мы используем cookie-файлы для лучшего отображения и функциональности сайта
ОК, скрыть это уведомление